Важнейший аспект в управлении ассортиментом.

Классификатор должен строиться не по принципу – удобно для управления отделом закупок или отделом продаж.

Классификатор должен отражать дерево принятия решения о покупке вашим клиентом.

Итак, товарный классификатор — разделение всех товаров на уровни: классы, товарные группы и товарные категории.

Товарная категория — это совокупность объединенных общим признаком товаров, которые целевые группы покупателей считают схожими по предназначению или употребляемыми по одному и тому же поводу.

Базовым определением категории служит определение исследовательской компании AC Nielsen, которое гласит, что продукты одной категории должны отвечать схожим потребительским потребностям или, что они должны быть взаимосвязаны между собой или взаимозаменяемы.

С чего начать?

Создайте рабочую группу:

человека, который не является вашим закупщиком или вашим менеджером по продажам.

человека, который является вашим покупателем.

Зачем он приходит в ваш магазин? Как он принимает решение о покупке? пройдитесь от решения купить до выбора товара.

Сделайте анализ классификатора у конкурента, схожего рынка. Сейчас это удобно сделать на сайтах конкурентов.

Количество уровней в классификаторе должно быть 3-5. Дальнейшее деление значительно усложнить аналитику товарных категорий. Товарная категория – это единица, которой управляет категорийный менеджер, собственно говоря, по этому уровню проводится анализ основных показателей: товарооборот, валовый доход, оборачиваемость, дефицит и т.д.

Важно! Если в Вашем классификаторе есть категория «другое» или «разное», «прочее», значит классификатор построен неверно.

С уровнями классификатора – определились.

Далее необходимо провести аудит свойств товаров.

Например, существуют следующие формы выпуска изделий лекарственных средств: таблетки/капсулы/драже/порошок для приготовления горячего питья/ таблетки с оболочкой/суспензия и т.д.

Определено, что для конечного пользователя различия таблеток и капсул не имеют значение, заменяемость товара в данных формах выпуска 100%, и не несет дополнительные свойства для пользователей. Таким образом, можно объединить в одно свойство: таблетки/капсулы/драже. Тогда как горячее питье и растворимые шипучие таблетки, также можно объединить в одну групп. И анализ данной группы вести по одному объединённому свойству.

Важно! Свойства товара должны объединять товары-аналоги. Назовем это справочником потребительских свойств товаров (СПС).

После утверждения каталога ассортимента (иерархические уровни классификатора), набора свойств товара, необходимо, необходимо провести аудит заполненности данных свойств у всех товаров.  Далее важный шаг – выстраивание бизнес-процесса таким образом, чтобы при заведении нового товара в ассортимент все поля заполнялись в обязательном порядке. Назначить ответственного за процесс, ввести показатели KPI – % заполненных свойств товаров 100%.

Это очень важно для правильной работы аналитических отчетов.

В разделе Инструкции, шаблоны, примеры вы найдете пример разработки классификатора.