Что такое неликвиды рассказывать не надо, в каждой компании существует свое понятие неликвидов. Предложу свой глоссарий и определения по неликвидной продукции.

  1. Действующий ассортимент компании – ассортимент, который компании продает и закупает.
  2. Сверхстоки – остатки продукции действующего ассортимента компании выше норм оборачиваемости назовем.
  3. Неликвиды – товары, выведенные из матрицы ассортимента компании.
  4. Товары без движения – товары, по которым нет продаж более чем какое-то определенное кол-во времени (например, 12 недель – захватывая сезоны, на мой взгляд показательный период). Если ты только начал смотреть за данным показателям начни с малого Выяви товары, которые не продаются больше года, проанализируй, определи масштаб бедствия, избавься от них. Далее приступай к товарам без движения более 9 месяцев и т.д.

Итак, в зависимости от категории остатков можно выделить работу по нескольким направлениям:

Во-первых, определи показатели и их норму. Во-вторых, следи за их динамикой. Смотри на эти показатели в разрезе магазинов (филиалов)/ товарных категорий, и в целом по компании.

  1. Так, если при выходе из сезона у тебя увеличиваются Сверхстоки – обрати внимание на корректировку алгоритма закупки товара/распродажи товара при выходе из сезона (снизь норму запасов при смене сезона, увеличь активность по продажам, чтобы из сезона выйти с ликвидным складом.
  2. Динамика показателя Неликвиды. Как только товар выведен из основной матрицы – это значит, что «сильные» филиалы (магазины) продадут товар быстро, и он начнет «зависать» на «слабых» филиалах. В этом случае задачей категорийного менеджерам по максимуму снизить остатки за короткий промежуток времени, высвободить оборотные средства:
    • распродажа (есть целые отдельные выкладки: распродажа выведенного ассортимента/коллекции);
    • возврат товара поставщику (если есть возможность)
    • перераспределение/перемещение товара на «сильные» филиалы (узлы продаж)
    • вывоз товара в дисконт центры (по такому принципу действуют «стоковые магазины».
    • благотворительность или утилизация
  3. Товары без движения: если пункт 2 будет выполнен не в полной мере, скорее всего у тебя станет больше товаров без движения. Алгоритм действий аналогичный в пункте 2. Но, если к тебе не пришел покупателей в течение года, вряд ли товар вообще купят.  За год твой товар «съест» всю маржу от его продажи за счет замораживания денежных средств и потери дохода тех товаров, которые ты мог бы привезти вместо него. В этом случае пункт «утилизация или благотворительность» – это хороший и целесообразный шаг. По данному виду остатка следует обратить внимание на то, как товар становится «товаром без движения». Если это Действующий ассортимент – следует пересмотреть матрицу.

Введи данные показатели в KPI категорийного менеджера в обязательном порядке.