Начни выстраивать процессы в ассортименте с определения жизненного цикла своей продукции.
Жизненный цикл товара — это период времени, на протяжении которого продукт находится на рынке: внедрение товара, насыщение рынка, конец реализации. Другими словами, ЖЦТ — это период существования продукта на рынке.
Это самое важное, с чего следует начать, чтобы выстроить всю цепочку по управлению ассортиментом.
Вот способ определения ЖЦ продукции:
Все продажи по новым товарам в компании за последние 3 года сведены к продажам по-недельно в одной точке.
Как этим пользоваться:
Рассмотрим пример: ЖЦ продуктов не первой необходимости с влиянием трендов моды на товар, с высокой сезонностью в течение года (более 50%) в производственной компании с собственной филиальной сетью по РФ и странам мира за последние 3 года.

Жизненный цикл продукции – это лакмусовая бумажка для сотрудника, отвечающего за ассортиментную матрицу.
На указанном примере цикл вывода нового продукта достаточно длинный: только через 11 недель продукт выходит на запланированные продажи – цель сократить данный промежуток времени.
Падение продаж на 3-ей неделе говорит о неверном планировании по новому продукту. Детальный анализ продаж и размеров первой производственной партии показал, что первая производственная партия продается за 4-е первые недели, однако пик продаж достигается на 11 неделе, т.е. загрузка филиалов новым продуктом производится неверно: товар отгружается, но не продается. Цель сократить период ввода товара в ассортимент ( устранить провал на 3-ей неделе продаж): необходимо составить приоритезацию отгрузок новинок, например, по доли каждого филиала в товарообороте компании, продвижение новинок: анонс новинок клиентам, маркетинговая поддержка, рассылка клиентам о новых товарах; скидки на новую продукцию и т.д., оплата листинга новинок, скидки на распродажу старого товара, для закупки нового и еще масса инструментов.
ЖЦ у продукции в целом составляет примерно 47-53 недели. На 53 неделе последний пик продаж и далее идет ниспадающий тренд. Цель категорийного менеджера дать продукту «новую жизнь», или вовремя заменить продукт с целью не потерять товарооборот компании.
В идеале: на 47 неделе старый продукт должен полностью замениться новым продуктом.
Какие еще данные можно получить из отчета по Жизненному циклу продукции:
- в зависимости от категории товара можно рассчитать оптимальный уровень первоначальной партии закупки/производства товара, из учета продаж аналога в первые недели вывода продукта на рынок;
- определить период ротации ассортимента в каждой конкретной категории
Пример отчета “Анализ новинок” ты можешь найти в разделе “Инструкции, шаблоны, примеры“